Задний мост
Задний мост. 1. Болт крепления тормозного барабана колеса; 2.
Направляющий штифт; 3. Маслоотражатель подшипника полуоси; 4. Тормозной
барабан; 5. Чугунное кольцо тормозного барабана; 6. Колесный цилиндр заднего
тормоза; 7. Штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 8. Подшипник
полуоси; 9. Запорное кольцо подшипника; 10. Фланец балки заднего моста; 11.
Сальник полуоси; 12. Опорная чашка пружины подвески; 13. Балка заднего моста;
14. Кронштейн крапления верхней штанги подвески; 15. Направляющая полуоси; 16.
Гайка подшипника дифференциала; 17. Подшипник коробки дифференциала; 18. Крышка
подшипника коробки дифференциала; 19. Сапун; 20. Сателлит дифференциала; 21.
Ведомая шестерня главной передачи; 22. Левая полуось; 23. Шестерня полуоси; 24.
Картер редуктора заднего моста; 25. Регулировочное кольцо ведущей шестерни; 26.
Распорная втулка подшипников; 27. Подшипник ведущей шестерни; 28. Сальник
ведущей шестерни; 29. Грязеотражатель сальника; 30. Фланец-вилка карданного
шарнира; 31. Гайка; 32. Маслоотражатель; 33. Ведущая шестерня главной передачи;
34. Ось сателлитов; 35. Опорная шайба шестерни полуоси; 36. Коробка
дифференциала; 37. Правая полуось; 38. Кронштейны крепления деталей подвески;
39. Упорная пластина подшипника полуоси; 40. Щит заднего тормоза; 41. Колодка заднего
тормозного механизма; 42. Фрикционная накладка; 43. Фланец полуоси; 44.
Стопорная пластина; 45. Болт крепления крышки подшипника.
Крутящий
момент от карданной передачи передается на ведущие колеса автомобиля через
главную передачу, дифференциал и полуоси. Эти механизмы установлены в заднем
мосту автомобиля, который состоит из двух базовых деталей: балки 13 и картера
24 редуктора заднего моста.
Балка 13 заднего моста состоит из двух штампованных кожухов, сваренных
продольными швами. К концам кожухов приварены два стальных фланца 10, в которых
проточены гнезда для подшипников 8 и сальников 11 полуосей. С торца во фланцах
выполнены отверстия для болтов крепления щитов 40 тормозных механизмов колес.
Эти же болты с гайками крепят маслоотражатель 3 и пластину 39, которая
удерживает в гнезде фланца подшипник полуоси. Пластина крепления подшипника
полуоси и маслоотражатель соединены между собой винтами через уплотнительную
прокладку.
На концах балки заднего моста приварены опорные чашки пружин задней подвески и
кронштейны для крепления штанг и амортизаторов подвески. В средней части балка
расширена и имеет сквозной проем, к задней стороне которого приварена
штампованная крышка с расположенным в ней маслоналивным (одновременно и
контрольным) отверстием, закрытым пробкой. К переднему обработанному торцу
проема крепится болтами картер 24 редуктора заднего моста.
Сверху в балку ввернут сапун 19 с подпружиненным клапаном. Через сапун полость
балки сообщается с атмосферой, что исключает повышение давления в полости балки
и попадание в задний мост воды и грязи при преодолении водных преград. Внутри
балки приварены направляющие 15 полуосей, облегчающие установку полуосей при
сборке заднего моста. В нижней части балки расположено отверстие для слива
масла. Оно закрыто пробкой с магнитом.
Главная передача состоит из пары конических шестерен 33 и 21, передаточное
число которых равно 4,1 (число зубьев у шестерни 21 41, а у шестерни 33 10).
Шестерни имеют гипоидное зацепление, при котором ось ведущей шестерни 33
смещена относительно оси шестерни 21, т. е. их оси не пересекаются, а
перекрещиваются. Такие шестерни имеют сложную форму зуба, которая обеспечивает
одновременное и плавное зацепление нескольких зубьев. Это уменьшает нагрузку на
каждый зуб, увеличивает долговечность работы главной передачи и позволяет
передавать больший крутящий момент. Однако такая передача требует специального
масла (ТАД-17и) с противозадирными присадками.
Шестерня 33 установлена на двух роликовых конических подшипниках 27, между
внутренними кольцами которых расположена распорная втулка 26. Между внутренним
подшипником и торцом шестерни установлено регулировочное кольцо 25, толщина
которого находится в пределах от 2,55 до 3,35 мм через каждые 0,05 мм.
Семнадцать размеров регулировочного кольца позволяют с большой точностью
регулировать взаимное положение ведущей и ведомой шестерен, обеспечивающее
правильное зацепление их зубьев. На шлицевой конец шестерни 33 надет фланец 30,
который крепится самоконтрящейся гайкой 31.
К цилиндрической поверхности фланца поджимается рабочая кромка сальника 28. Он
защищен от повреждений грязеотражателем 29. Между подшипником шестерни и
фланцем зажат маслоотражатель 32. Для того чтобы ограничить осевое перемещение
ведущей шестерни под рабочими нагрузками и обеспечить бесшумную и долговечную
работу главной передачи, в подшипниках 27 шестерни устанавливается
предварительный натяг. Он регулируется затягиванием гайки 31 до определенной
деформации распорной втулки 26.
Предварительный натяг определяется по моменту сопротивления проворачиванию
шестерни. Шестерня 21 выполнена в виде зубчатого венца, который крепится к
фланцу коробки дифференциала болтами. Вместе с коробкой дифференциала шестерня
вращается в двух роликовых конических подшипниках 17. Они устанавливаются в
разъемных гнездах картера 24, которые имеют отъемные крышки 18.
Предварительный натяг в подшипниках дифференциала, а также боковой зазор в
зацеплении шестерен главной передачи, регулируется гайками 16. Положение гайки
фиксируется пластиной 44, которая крепится к крышке 18 подшипника.
Дифференциал - конический двухсателлитный. Он состоит из двух сателлитов,
расположенных на общей оси 34, двух полуосевых шестерен 23 и коробки
дифференциала. Ось расположена в отверстиях коробки дифференциала и от
выпадания удерживается шестерней 21. которая перекрывает отверстие в коробке.
Полусферическая поверхность сателлитов опирается на полусферу коробки
дифференциала.
Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 23,
цилиндрические пояски которых заходят в отверстия коробки диффе- ренциала и
являются их опорами. Между торцами полуосевых шестерен и коробкой дифференциала
установлены опорные шайбы 35. Полуось выполнена заодно с фланцем, к которому
крепятся болтами 1 тормозной барабан и диск заднего колеса. Внутренний конец
полуоси соединен шлицами с полуосевой шестерней 23, которая является опорой для
внутреннего конца полуоси.
Снаружи полуось опирается на шариковый подшипник 8, который зажат на полуоси
между ее буртиком и запорным кольцом 9. Кольцо напрессовано на полуось в
нагретом до 300 С состоянии. Подшипник полуоси уплотнен с внутренней стороны
сальником 11, снаружи - резиновым кольцом, зажатым между щитом и фланцем балки
заднего моста. Подшипник крепится в гнезде балки заднего моста пластиной 39, которая
вместе с маслоотражателем 3 и щитом 40 тормоза крепится к торцу балки заднего
моста.
Для того чтобы уменьшить вероятность попадания масла к тормозному механизму
заднего колеса при повреждении сальника 11, на полуоси выполнены канавки, и
установлен маслоотражатель 3. Для доступа к гайкам болтов крепления
маслоотражателя 3, щита 40 и пластины 39. в полуоси имеются два отверстия для
прохождения торцевого ключа.