Охлаждение двигателя
Охлаждение двигателя 1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости; 2. Шланг отвода
охлаждающей жидкости от впускной трубы; 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из
радиатора отопителя; 4. Шланг подвода жидкости в
радиатор отопителя; 5. Перепускной шланг термостата;
6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения; 7. Подводящий шланг радиатора; 8.
Расширительный бачок; 9. Пробка бачка; 10. Шланг от радиатора к расширительному
бачку; 11. Пробка радиатора; 12. Выпускной клапан пробки; 13. Впускной клапан; 14.
Верхний бачок радиатора; 15. Заливная горловина радиатора; 16. Трубка
радиатора; 17. Охлаждающие пластины радиатора; 18. Кожух вентилятора; 19. Электровентилятор; 20. Шкив привода насоса охлаждающей
жидкости; 21. Резиновая опора; 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи
охлаждающей жидкости; 23. Обойма сальника; 24. Подшипник валика насоса
охлаждающей жидкости; 25. Крышка насоса; 26. Ступица шкива привода насоса; 27.
Валик насоса; 28. Стопорный винт; 29. Манжета сальника; 30. Корпус насоса; 31. Крыльчатка
насоса; 32. Приемный патрубок насоса; 33. Нижний бачок радиатора; 34. Отводящий
шланг радиатора; 35. Ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 36. Насос
охлаждающей жидкости; 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 38.
Термостат; 39. Резиновая вставка; 40. Входной патрубок (от радиатора); 41.
Основной клапан; 42. Перепускной клапан; 43. Корпус термостата; 44. Патрубок
перепускного шланга; 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в
насос; 46. Крышка термостата; 47. Поршень рабочего элемента; 48. I. Схема
работы термостата; 49. II.Температура жидкости менее
80 С; 50. III. Температура жидкости 80 - 94 С; 51. IV. Температура жидкости более 94 С.
Система
охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.
Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система
охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости,
радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, электровентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки
блока цилиндров.
При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через
выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от
положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом
36 и подается вновь в рубашки охлаждения. Система охлаждения двигателя
жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость
системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения
состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора,
расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, вентилятора 19, рубашек
охлаждения блока и головки блока цилиндров.
При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через
выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от
положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом
36 и подается вновь в рубашки охлаждения. Проверка уровня охлаждающей жидкости
осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15- 20 С) по уровню
жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки
"MIN". Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик,
установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов.
При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка
указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80- 100 С. Переход
стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя,
который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня
привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости, неисправности
термостата или электровентилятора), а также тяжелыми
дорожными условиями.
Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закрываемые
пробками: одна - в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая - в блоке
цилиндров слева по ходу движения автомобиля. К системе охлаждения подключен отопитель салона
автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через
кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1
отсасывается насосом 36.
Насос охлаждающей жидкости - центробежного типа, приводится в действие от шкива
коленчатого вала клиновым ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров
с правой стороны через уплотнительную прокладку. Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24,
который стопорится винтом 28, установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный,
неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в
дальней- шем не смазывается.
На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой ступица 26
шкива привода насоса.
Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами
высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке
пружиной через резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной
латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Он запрессован в крышку 25
насоса. Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока
цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении
ремня привода насоса прогиб его под усилием 10 кгс должен быть в пределах 10-15
мм.
Электровентилятор. Вентилятор четырехлопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти
вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума
переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на вал электродвигателя и
прижимается гайкой. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в
кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Электродвигатель в
сборе с вентилятором устанавливается на три резиновые втулки и крепится гайками
на шпильки кожуха 18 вентилятора. Включение и выключение электровентилятора
19 осуществляется автоматически в зависимости от температуры жидкости с помощью
датчика типа ТМ-108, установленного в нижнем бачке радиатора с левой стороны.
Температура замыкания контактов датчика должна быть в пределах 89-95 С, а размыкания в пределах 84-90 С.
В вариантных исполнениях на автомобилях ВАЗ-21061 могут устанавливаться
вентиляторы с механическим приводом от ступицы валика насоса охлаждающей
жидкости.
Радиатор. Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя рядами латунных
вертикальных трубок и лужеными охлаждающими пластинками крепится четырьмя
болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная горловина
15 радиатора закрывается пробкой И и
соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8.
Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным
бачком.
Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0, 5-1,1 мм) и допускает впуск и
выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении
двигателя. С 1988 г. на автомобилях устанавливаются радиаторы с алюминиевой
сердцевиной и пластмассовыми бачками. Термостат и работа системы охлаждения.
Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает
необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме
температура охлаждающей жидкости должна быть 85 - 95 С. Термостат 38 состоит из
корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с
седлом основного клапана 41.
Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от
радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки
цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36.
Основной клапан установлен в стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке
находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном
держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный
твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На
клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42,
поджимаемый пружиной.