Смазка двигателя
Смазка двигателя 1. Канал подачи масла к коренному подшипнику
коленчатого вала; 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер; 4. Коленчатый вал; 5.
Указатель уровня масла; 6. Масляный фильтр; 7. Перепускной клапан; 8.
Фильтрующий элемент; 9. Противодренажный клапан; 10.
Масляный насос; 11. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 12. Горизонтальный
канал подачи масла в масляную магистраль; 13. Канал в блоке цилиндров для
подачи масла; 14. Передний сальник коленчатого вала; 15. Канал в шейке
коленчатого вала; 16. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному
подшипник; 17. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 18.
Отверстие в звездочке для смазки цепи; 19. Звездочка распределительного вала;
20. Магистральный канал в распределительном валу; 21. Кольцевая выточка на
средней опорной шейке распределительного вала; 22. Канал в кулачке
распределительного вала; 23. Крышка маслоналивной горловины; 24. Канал в
опорной шейке распределительного вала; 25. Корпус подшипников
распределительного вала; 26. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи
масла к газораспр.механизму;
27. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму; 28. Магистральный канал в блоке
цилиндров; 29. Датчик контрольной лампы и указателя давления масла: 30.
Вытяжной коллектор вентиляции картера; 31. Пламегаситель; 32. Вытяжной шланг;
33. Крышка маслоотделителя; 34. Маслоотделитель; 35. Сливная трубка
маслоотделителя; 36. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры
карбюратора; 37. Калиброванное отверстие; 38. Впускная труба; 39. Дроссельная
заслонка; 40. Карбюратор; 41. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 42. Воздушный
фильтр; 43. I. Схема вентиляции картера; 44. II. Работа золотникового
устройства карбюратора; 45. III. При малой частоте вращения коленчатого вала
двигателя; 46. IV. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Система
смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под
давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного
вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя
зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися
деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые
пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры
рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.
Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на
указателе 5. Нормальное давление масла 0,35-0,45 Мпа (3.5-4,5 кгс/см) при частоте вращения коленчатого вала
5600 об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 Мпа
(0.8 кгс/см') В систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с
фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный
масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне двигателя;
редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29
указателя и контрольной лампы давления масла.
Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный
насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает
масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по
каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное
масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий
вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в
перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого
вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам,
просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе
подшипников распределительного вала.
В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому
масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки. В каждом вкладыше
первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два
отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних
поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных
подшипников, а другая часть по каналам 2. просверленным в шейках и щеках
коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних
головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения
отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке.
С 1990 г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее
на стенки цилиндра не подается. Масло, прошедшее к центральной опоре
распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в
магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в
кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала.
Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя
зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму
подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и распредели- теля зажигания масло подводится по отдельному каналу 13
из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются
разбрызгиванием и самотеком.
Масляный насос - шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к
блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике
неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в
корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному
патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус маслоприемного
патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки
выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло
перепускается из полости давления в полость маслоприемника.
Давление, при котором срабатывает редукционный клапан,
обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это
давление не регулируется. Масляный Фильтр навернут на штуцер и прижат к
кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается
резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока.
Фильтр имеет противодренажный клапан 9,
предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и
перепускной клапан 7, который срабатывает при
засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в
магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8.
Вентиляция картера двигателя.
Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения
давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные
газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель
34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти
двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41,
золотник 36 на оси дроссельной заслонки в задроссельное
пространство карбюратора. С повышением частоты вращения коленчатого вала при
открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает
дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.