Устройство автомобиля ВАЗ-2103
Устройство автомобиля ВАЗ-2103 1. Бачок для жидкости гидропривода
сцепления; 2. Передний тормоз; 3. Пружинный амортизатор передней подвески; 4.
Рычаги передней подвески; 5. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя;
6. Боковой указатель поворота; 7. Подфарник; 8. Бачок смывателя ветрового стекла;
9. Фары; 10. Масляный фильтр; 11. Топливный насос; 12. Указатель уровня масла;
13. Распределитель зажигания; 14. Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 15.
Радиатор; 16. Аккумуляторная батарея; 17. Воздушный фильтр; 18. Двигатель; 19.
Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20. Картер сцепления; 21.
Приемная труба глушителей; 22. Рычаг переключения передач; 23. Рычаг
стояночного тормоза; 24. Рулевое колесо; 25. Передний дополнительный глушитель;
26. Задний дополнительный глушитель; 27. Пружина задней подвески; 28. Задний
амортизатор; 29. Топливный бак; 30. Задний указатель поворота; 31. Стоп-сигнал
и габаритный свет; 32. Основной глушитель; 33. Инструментальная сумка; 34.
Фонарь освещения регистрационного знака; 35. Домкрат; 36. Запасное колесо; 37.
Инструментальная коробка; 38. Задний тормоз; 39. Продольные реактивные штанги
задней подвески; 40. Задний мост; 41. Заднее сиденье; 42. Задний вал карданной
передачи; 43. Промежуточная опора карданной передачи; 44. Передний вал
карданной передачи; 45. Переднее сиденье; 46. Коробка передач; 47. Педаль
привода дроссельных заслонок; 48. Педаль гидропривода колесных тормозов; 49.
Педаль гидропривода сцепления.
Автомобили
семейства ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 являются моделями последовательного развития
конструкции малолитражных автомобилей "Жигули". Их отличают хорошие
динамические качества и комфортабельность. Вместе с тем, для наиболее полного
удовлетворения запросов покупателей на основе базовых моделей ВАЗ-2103 и
ВАЗ-2106 завод выпускает модификации автомобилей, которые отличаются, в
основном, установкой двигателей с другим рабочим объемом цилиндров.
Компоновка (расположение узлов и агрегатов) автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106
классическая, т.е. двигатель расположен спереди вдоль осевой линии автомобиля,
а ведущими являются задние колеса. Крутящий момент от двигателя передается к
задним колесам через узлы трансмиссии, к которой относятся сцепление, коробка
передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси заднего
моста. Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач образует силовой
агрегат, который закреплен на автомобиле в трех точках на резиновых опорах.
В конструкции автомобилей учтены требования активной и пассивной безопасности,
которым на Волжском автозаводе всегда уделялось большое внимание. Автомобили
отвечают всем требованиям по безопасности Европейской Экономической комиссии
ООН. Двигатель. На автомобилях устанавливаются унифицированные двигатели ВАЗ
различной мощности в зависимости от модели автомобиля или ее модификации.
Двигатели - четырехтактные, карбюраторные, рядные, с верхним расположением
распределительного вала. Система смазки двигателя снабжена полнопоточным
масляным фильтром 10 и рассчитана на применение специальных масел с комплексом
присадок, придающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против
окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур. Система
вентиляции картера - закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во
впускной трубопровод и повышает долговечность двигателя. Система охлаждения -
жидкостная, закрытого типа. В систему охлаждения двигателя включен отопитель
кузова, в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и
отводится к насосу.
Охлаждающая жидкость - специальная с низкой температурой кипения, не действует
на металлы и резину. Жидкость заливают на заводе, и не требуется ее замены в
течение двух лет. Система питания двигателя включает воздушный фильтр 17,
карбюратор, топливный насос 11 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный
бак. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно включающиеся
смесительные камеры. На карбюраторе установлен высокоэффективный воздушный
фильтр сухого типа, имеющий бумажный фильтрующий элемент с дополнительным
очистителем из нетканого синтетического волокна. Топливный бак 20 размещен в
багажнике. Система выпуска газов снабжена тремя последовательно расположенными
глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся к полу кузова двумя
резиновыми ремнями на корпус основного глушителя и резиновой подушкой за выпускную
трубу. Трансмиссия.
Сцепление - однодисковое сухое с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем
крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для управления сцеплением
служит ножная педаль с серво-пружиной и гидравлическим приводом. Коробка передач
46 имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для заднего хода.
На автомобилях в вариантном исполнении возможна установка пятиступенчатой
коробки передач. Все передачи переднего хода снабжены синхронизаторами, которые
до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей.
Выбранные передаточные числа обеспечивают уверенное трогание с места, хороший
разгон и высокую экономичность. Карданная передача передает крутящий момент от
коробки передач к главной передаче и состоит из двух валов с промежуточной
опорой 43, резиновой муфты и двух карданных шарниров на игольчатых подшипниках.
Главная передача и дифференциал находятся в картере заднего моста. Главная
передача - коническая, гипоидного зацепления, дифференциал - двухсателлитный.
Рулевое управление - состоит из рулевого механизма и рулевого привода,
передающего усилие водителя к управляемым колесам.
Редуктор рулевого механизма червячный, с глобоидальным червяком и двухгребневым
роликом. Передаточное отношение редуктора 16,4. Рулевой привод - трехзвенный,
включает в себя одну среднюю и две боковые симметричные тяги, сошку,
маятниковый и поворотные рычаги. Подвеска передних колес - независимая, на
поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими
амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной
устойчивости. Амортизаторы размещены внутри пружин. Штампованные верхние и
нижние рычаги 4 подвески соединены с кованой поворотной цапфой с помощью двух
шаровых шарниров. При помощи резинометаллических шарниров, осей, болтов и гаек
нижние рычаги соединены с поперечиной передней подвески, а верхние рычаги - с
несущей частью кузова. Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости
уменьшает боковой наклон кузова на повороте и снижает поперечные раскачивания
кузова. Соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов,
охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора. Подвеска задних колес
зависимая, с цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими
амортизаторами двустороннего действия. Представляет собой жесткую балку (задний
мост) 40, связанную с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами
39. Имеет три буфера сжатия, расположенные по концам балки заднего моста и в центре.
Амортизаторы 28 установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, а снизу - к
концам балки заднего моста через конические резиновые втулки.