Изготовление накладок на панель приборов из дубового
шпона
Тот, у кого есть в хозяйстве вазовская "классика", может возвернуть
салону автомобиля оригинальный вид а-ля "80-е". При этом - никакой
самоклеящейся пленки и прочих вонючих суррогатов! Только
настоящее дерево! Нужны: деревянные рейки, лак и пропитка для дерева, шпон
ценных пород и терпение...
Сто лет назад автомобили делали из железа, дерева и кожи - никакого пластика и
прочего химического безобразия! Постепенно, к 70-м годам, человечество
окончательно встало на путь химического "прогресса" и стало
отделывать внутренности машин вонючей пластмассой,
вытеснившей натуральные материалы. Правда, делали это не без робости. Помните
"шестерку"? Щиток панели приборов и "торпеда" когда-то были
обклеены пленкой "под дерево". К 90-м удешевление достигло
кульминации: даже пленка исчезла - остался только унылый черный пластик.
Купил я три года назад новую "шестерку". Через пару месяцев терпеть
пластик сил не осталось, и я отправился на строительный базар в поисках нужного
материала. Пленку-самоклейку сразу исключил из
конкурсного списка - никаких полумер! Вначале купил декоративные тисненые рейки
из тонкой фанеры красноватого оттенка. Отлакировал даже и уже хотел было приделать, да брат отговорил. Умница. Смотрелось
бы явно по-колхозному. Подумали, посовещались... Что
может быть лучше шпона? Решено. Но достать его оказалось не так уж и просто.
Только через неделю на одном из рынков смог купить рулон дубового шпона. Да и
тот - последний.
Начали с бардачка - там внизу такой узенький "бордюрчик" есть. Взяли
рейку такой же ширины, отшкурили фасочку
- рейка стала выпуклой. Аккуратно приклеили шпон "Моментом", обрезали
лишнее - "дубовый" бордюрчик готов! Настала очередь полировки (в этом
деле главное - не увлекаться, чтобы до дыр не прошкурить).
Как оказалось, самое сложное - покрыть готовое изделие лаком. Очень кстати в
шкафу обнаружилась бутылка паркетного лака. Им и намазали, обычной кисточкой.
Сначала получилось не очень красиво: из щелей в шпоне полезли пузырьки, да так
и засохли. Делать нечего: шкурим, снова покрываем лаком, сутки ждем. Потом по
новой. В общем, более-менее приемлемый результат получился только на пятом
слое. Ошибку поняли позже: шпон куда пористей древесины. Тогда лак развели пожиже - он легко проник в поры, и дело пошло. Потом
разгладили с помощью автомобильного "дворника". Получилось здорово:
желтоватый, почти прозрачный лак облагородил серый шпон, проявил текстуру.
Рейка сделала нижнюю часть бардачка выпуклой, эффектной.
В принципе, можно обойтись и без рейки - наклеить шпон прямо на штатную панель.
Правда, смотреться будет по-другому - но... кому как нравится. Некоторым и дуб
может показаться скучноватым. Что ж, шпонов разных навалом - красного дерева,
ореха, березы... Кроме того, есть многочисленные пропитки, морилки и пр.,
которые придают нужный оттенок. Мы потом немного поэкспериментировали с цветом,
мне очень понравилось работать немецкими пропитками Dufatex.
Окрыленные результатом, решили продолжить. Теперь
замахнулись на приборный щиток. Но как клеить к нему шпон, сперва
не могли сообразить. Понятно, что без всяких там реек, и что щиток все-таки
придется снимать.
Благодаря "Моменту" удалось избежать сложной процедуры сушки под
прессом, который должен был прижимать шпон сразу в двух плоскостях. Мы просто
сначала прижали верхнюю часть, потом нижнюю. Все! Лишний шпон по краям и в
отверстиях панели обрезали острым скальпелем. Это очень ответственная процедура
- если отрезать хоть на миллиметр лишнего, придется переклеивать. Аккуратность
превыше всего, а то вся работа - насмарку. Небольшой штрих: торцы на вырезах
под приборы старательно покрасили черной краской: здесь срез будет виден.
Осталось покрыть лаком.
Для того, чтобы поставить щиток на место, пришлось
присоединить клеммы, надевать приборы. Проковырялся я с непривычки часа полтора
(с перекурами), покорябав пальцами в одном месте
плохо застывший лак. Эх, надо было подождать еще денек, пока совсем не
засохнет, да невтерпеж было. Пришлось подмазывать.
Наконец водительское место засияло во всей красе! В салоне как-то так уютно
сразу стало, тепло. Напоследок по обкатанной технологии изготовили из фанеры
вставку на руль, а старый, пластмассовый с эмблемой ВАЗа
выкинули. Стало совсем хорошо. Теперь своей очереди
(все никак руки не дойдут) ждут подлокотники.
Данная статья взята с сайта: http://domavto.narod.ru