Смазка двигателя 1. Канал подачи
масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2. Канал подачи
масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер;
4. Коленчатый вал; 5. Указатель уровня масла; 6. Масляный
фильтр; 7. Перепускной клапан; 8. Фильтрующий элемент; 9.
Противодренажный клапан; 10. Масляный насос; 11. Канал подачи
масла от насоса к фильтру; 12. Горизонтальный канал подачи
масла в масляную магистраль; 13. Канал в блоке цилиндров для
подачи масла; 14. Передний сальник коленчатого вала; 15. Канал
в шейке коленчатого вала; 16. Канал подачи масла от масляной
магистрали к коренному подшипник; 17. Валик привода масляного
насоса и распределителя зажигания; 18. Отверстие в звездочке
для смазки цепи; 19. Звездочка распределительного вала; 20.
Магистральный канал в распределительном валу; 21. Кольцевая
выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 22.
Канал в кулачке распределительного вала; 23. Крышка
маслоналивной горловины; 24. Канал в опорной шейке
распределительного вала; 25. Корпус подшипников
распределительного вала; 26. Наклонный канал в головке
цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму; 27.
Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к
газораспр.механизму; 28. Магистральный канал в блоке
цилиндров; 29. Датчик контрольной лампы и указателя давления
масла: 30. Вытяжной коллектор вентиляции картера; 31.
Пламегаситель; 32. Вытяжной шланг; 33. Крышка маслоотделителя;
34. Маслоотделитель; 35. Сливная трубка маслоотделителя; 36.
Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры
карбюратора; 37. Калиброванное отверстие; 38. Впускная труба;
39. Дроссельная заслонка; 40. Карбюратор; 41. Шланг отсоса
картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 42.
Воздушный фильтр; 43. I. Схема вентиляции картера; 44. II.
Работа золотникового устройства карбюратора; 45. III. При
малой частоте вращения коленчатого вала двигателя; 46. IV. При
средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Система смазки двигателя комбинированная: под
давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и
шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни
и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися
деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми
кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода
газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а
также стержни клапанов в их направляющих втулках.
Вместимость
системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на
указателе 5. Нормальное давление масла 0,35-0,45 Мпа (3.5-4,5
кгс/см) при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин.
Минимальное давление должно быть не менее 0,08 Мпа (0.8 кгс/см') В
систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с
фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный
масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне
двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный
патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы давления
масла.
Циркуляция масла при работе двигателя происходит
следующим образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой
шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через
фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в
полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает
в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой
стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока
цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К
центральной опоре распределительного вала масло подводится по
каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26
и в корпусе подшипников распределительного вала.
В прокладке
головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому
масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки. В каждом
вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников
имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые
канавки на внутренних поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла
идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам
2. просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным
подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов
струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения
отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке.
С 1990 г.
шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от
нее на стенки цилиндра не подается. Масло, прошедшее к центральной
опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной
шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а
из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим
поверхностям кулачков, рычагов и опор вала.
Масло от первого
подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя
зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко
второму подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и
распредели- теля зажигания масло подводится по отдельному каналу 13
из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются
разбрызгиванием и самотеком.
Масляный насос - шестеренчатого
типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя
болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а
ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус
насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя
фильтрующую сетку. В корпус маслоприемного патрубка встроен
редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше
допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло
перепускается из полости давления в полость
маслоприемника.
Давление, при котором срабатывает
редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей
упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется.
Масляный Фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на
блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой
прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока.
Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий отекание
масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7,
который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и
перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28.
Фильтрация масла производится бумажным элементом 8. Вентиляция
картера двигателя.
Вентиляция картера закрытая,
принудительного типа, не допускает повышения давления в картере
из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы
отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через
маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из
коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в
воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси
дроссельной заслонки в задроссельное пространство карбюратора. С
повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании
дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает
дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.
|