Вот чё я нашёл в камасутре
ГЛАВА 5. Зимняя эксплуатация автомобиля
5.1. Как подготовить автомобиль к зиме
Исправный автомобиль не требует "зимней" подготовки. Для эксплуатации в северных
районах страны и крупных городах можно лишь порекомендовать провести ряд
контрольно-проверочных мероприятий и специальную дополнительную подготовку,
чтобы исключить случайности. Ведь, как сказал известный сатирик, "...греметь ключами
на морозе намного приятнее". Дополнительная подготовка прежде всего включает в себя
внеплановое техническое обслуживание, ее можно значительно облегчить, применяя
современные средства автохимии и специальные эксплуатационные материалы.
Всем понятно значение исправной аккумуляторной батареи при зимней эксплуатации
автомобиля. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи
может отличаться от номинальной не более чем на 0,02 г/см3.
При проверке аккумулятора специальной нагрузочной вилкой показания встроенного
вольтметра должны быть 12,5-12,9 В при отключенной нагрузке и не снижаться ниже 11
В при нагрузке в течение 10 с. Такая батарея будет служить долго и надежно.
Наиболее известными марками аккумуляторов являются Bosch и Varta. Можно
рекомендовать неплохие аккумуляторные батареи турецкой фирмы Inci, испанской Tudor
и чешского филиала Varta, из отечественных — Тюменского и Подольского
аккумуляторных заводов.
При выборе аккумуляторной батареи обратите внимание на следующие параметры:
—емкость. В соответствии с инструкцией по эксплуатации она должна быть 55 А·ч.
Допускается применять батареи емкостью 45-60 А·ч. Слишком маленькая емкость
создаст проблемы с "зимним" пуском двигателя, при слишком большой — генератор не
обеспечит полной зарядки аккумулятора и срок службы батареи сильно сократится
—ток стартерного разряда, А, по стандарту DIN 43 539. Чем больше его величина, тем
лучше, особенно при зимней эксплуатации. Это гарантия того, что стартер будет
проворачивать коленчатый вал с достаточно высокой частотой вращения и, если
двигатель не пустится с первой попытки, у вас будет шанс сделать вторую и третью, а
не доставать буксирный трос.
Не приобретайте аккумуляторные батареи "южных" стран-производителей: морозов там
не бывает, и величина тока стартерного разряда у них может быть существенно
меньше, чем у аккумуляторов, адаптированных к условиям русской зимы.
Если аккумулятор все же "посадили", можно воспользоваться кабелями для
"прикуривания" с контактными зажимами типа "крокодил". При покупке лучше выбирать
кабели, рассчитанные на большую нагрузку (от 200 А).
Использование менее вязкого зимнего моторного масла существенно облегчает пуск
холодного двигателя. Международная классификация SAE J-300 содержит шесть классов
зимних масел. "Зимние" классы имеют в обозначении букву W (winter - зима).
В условиях умеренного климата допустимо применять зимой всесезонные
(универсальные) моторные масла, получившие сейчас широкое распространение.
Из отечественных марок моторных масел мы можем рекомендовать такие, как "Рексол
универсал", "Рексол Супер", "ЛУКойл Стандарт", "Норси", "Спектрол", "Уфалюб"; из
импортных — Castrol GTX, ELF-Sporty, ESSO Ultra Oil X ESSO или Super Oil X, а также Shell
Super Plus. Однако при покупке масел, особенно импортных, следует остерегаться
подделок, поэтому лучше всего приобретать масла в специализированных магазинах,
предоставляющих сертификаты на товар.
Помните, что при интенсивной городской езде замену масла (и соответственно
масляного фильтра) надо проводить в строгом соответствии с заводской инструкцией
по эксплуатации автомобиля, сокращая периодичность замены на 20 % каждые 50 тыс.
км пробега начиная со 100 тыс. км. Систему смазки промывайте при переходе на другую
марку масла. Различные "кипятильники", якобы подогревающие загустевшее масло в
картере, не дают никакого практического эффекта, кроме преждевременного выхода из
строя аккумулятора.
В системе охлаждения двигателей автомобилей Волжского автозавода применяются
специальные низкозамерзающие жидкости — антифризы: водные растворы спиртов,
гликолей, глицерина и неорганических солей с добавлением специальных присадок. Один
из видов антифризов - тосол, водный раствор этиленгликоля с присадками.
Для предупреждения замерзания жидкости в системе охлаждения и тяжелых
последствий для двигателя, радиаторов двигателя и отопителя, нужно проверить
температуру замерзания жидкости в системе охлаждения. В настоящее время в
продаже появились специальные ареометры для тосола, отградуированные как в г/см3,
так и в градусах температуры замерзания.
Можно залить и импортный антифриз. За счет большего количества присадок импортные
антифризы служат дольше и лучше защищают двигатель от коррозии.
Применение воды в системе охлаждения зимой категорически запрещается. Это
связанно с тем, что при включении вентилятора отопителя на полную мощность
циркуляция через радиатор может совсем прекратиться и вода в радиаторе может
замерзнуть прямо во время движения. При остановке автомобиля циркуляции через
радиатор не будет и мотор "закипит" при замерзшем радиаторе.
Перед началом зимней эксплуатации полезно залить в бензобак специальную присадку,
например Gasoline Treatment фирмы ABRO (США), для удаления воды из бака и системы
питания.
Совет
Чтобы облегчить пуск карбюраторных двигателей, применяют также специальную
стартовую жидкость, но это сокращает ресурс двигателя, так как жидкость смывает
масло со стенок цилиндров, что приводит к сухому трению поршня в цилиндре в момент
пуска.
Инструкция по эксплуатации предписывает заменять свечи зажигания через каждые 15
тыс. км. Но учитывая опыт проведения ремонтных работ, лучше это делать раз в год
независимо от пробега перед началом зимней эксплуатации или чаще, если машина
очень напряженно эксплуатируется в крупном городе, или на бензине сомнительного
качества, или пробег за год превышает 15 тыс. км.
Лучше применять свечи зажигания импортных производителей: PAL (Brick), NGK, Bosch,
Beru, Champion и т.п., допускаемые к применению в двигателях автомобиля ВАЗ-2106 и
его модификаций.
Зимняя эксплуатация, особенно на "просоленных" улицах больших городов, многократно
усиливает коррозию деталей кузова. Регулярная мойка зимой необходима, если машина
хранится на улице, и категорически необходима ежедневно, если машина хранится в
теплом гараже. Вода хорошо смывает соль, а кроме того, "компресс" из мокрой грязи
очень долго сохнет, усиливая пагубное воздействие соли на лакокрасочное покрытие
кузова. В крайнем случае чаще мойте машину в оттепель, а перед похолоданием
вымойте и оботрите насухо, в идеале — просушите в теплом помещении. Перед началом
зимней эксплуатации обязательно проведите дополнительную антикоррозионную
обработку кузова. Такую обработку лучше всего проводить на специализированном
автосервисе с применением специальных защитных средств и технологий.
Антикоррозионная обработка бывает двух видов: обработка днища и скрытых полостей
кузова и обработка лакокрасочного покрытия кузова. Последнюю можно без труда
сделать самостоятельно. Она включает в себя мойку, сушку и обработку специальными
защитными составами на основе, как правило, воска или силикона. Можем
порекомендовать продукцию фирмы ABRO (США): автошампунь с воском карнобы Wash-
N-Glo, золотой автовоск с тефлоном Car Wax Super Gold, силиконовый автовоск Heavy
Duty Silicone Cleaner & Car Wax. Если при обработке кузова вы обнаружите глубокие
царапины, обработайте оголившийся металл преобразователем ржавчины
(модификатором), например отечественным "Феран" или импортным Rust-Eater.
Для предохранения от коррозии аккуратно нанесите тонкой кистью на хромированные
детали кузова слой жидкого "Мовиля", разбавленного бензином в соотношении 1:1.
Весной это сезонное защитное покрытие легко удалить очистителем битумных пятен
или, в самом крайнем случае, чистой тряпкой, слегка смоченной соляркой. Если вы
пользовались соляркой, кузов надо хорошо промыть автошампунем и отполировать.
Пластиковые подкрылки уменьшают абразивный износ антикоррозионного покрытия на
внутренней стороне крыльев, но при их неквалифицированной установке могут
образоваться плохо проветриваемые полости между крылом и подкрылком, в которых
из-за проникающей влаги появятся дополнительные очаги коррозии.
Шипованную "резину" обязательно устанавливайте полным комплектом, а не
ограничивайтесь на зиму только парой задних колес, как советуют некоторые "знатоки".
Управляемость и устойчивость улучшаются при условии применения именно четырех
одинаковых колес.
Наиболее подходящими для нашей зимы показали себя финские шины Nokian Hakkapeliitta
Q, но они довольно дороги. Для постоянной городской езды нешипованные шины
предпочтительнее. Кстати, если вы ездите "на шипах", учтите, что на сухом асфальте
(такое бывает и зимой) их сцепные свойства хуже, а значит тормозной путь
увеличивается. Не забудьте: в соответствии с требованиями ПДД необходимо
поместить на заднее стекло треугольный знак с буквой Ш, чтобы предупредить других
водителей.
По результатам испытаний из многих других марок "резины" с зимним рисунком
протектора наиболее оптимальны для "шестерки" зимние нешипованные шины
отечественной марки НИИШП. Словацкий Matador с направленным рисунком протектора
при приемлемой цене обладает хорошими сцепными качествами и значительно
облегчает езду по скользким и заснеженным дорогам.