Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Восстановление отказавшего аккумулятора
Автоклуб ВАЗ 2106 > Гараж или "Своими РУками" > Электрика
wspace
Пишу статью на основе своего опыта восстановления полностью отказавших аккумуляторов, коих было не то чтобы уж слишком много, но, наверное, около десятка штук. Не занимаюсь этим, так сказать, профессионально, просто жалко выкидывать сходу, на первый взгляд, умершие аккумуляторы, не попробовав их оживить. Как правило, на момент попытки оживления предыдущий владелец уже отказался от него и купил себе новый, поэтому я располагаю временем на попытку оживления. Нужно отметить, что на оживление некоторых образцов уходило 3-4 дня (аккумулятор как правило заряжался вечер/ночь, а днем простаивал, т.к. был без присмотра). Также нужно отметить, что некоторые аккумуляторы оживить, к сожалению, не удалось.
Так вот, статья скомпилирована из кучи способов перечитанных на просторах инета (за что огромное спасибо их авторам). На мой взгляд, способ оптимизирует трудо/деньгозатраты на попытку восстановления работоспособности аккумулятора.
Не секрет, что подавляющее большинство автовладельцев обращает внимание на аккумулятор, когда он уже сдох. Так вот, попытаемся выкрутиться из этой непростой ситуации.
Имеется полностью разряженный аккумулятор. Если время года зима и вы собираетесь ехать на чем-то другом - отнесите аккумулятор домой, т.к. будучи разряженным, он замерзнет и необратимо выйдет из строя. Дома аккумулятор может подождать намного дольше. Навскидку, легко может подождать пару-тройку дней. Может и подольше, но вам ведь неизвестно насколько сильно он разрядился при попытках запуска, может быть в тепле его отпустит, а может он в ноль разрядился. Так что для упрощения ситуации рассмотрим, что аккумулятор нужно зарядить в ближайшие пару дней.
Для зарядки аккумулятора вам понадобится зарядное устройство. В качестве допущения будем рассматривать случай, когда у вас имеется простейшее зарядное устройство оснащенное лишь амперметром и ручкой настройки зарядного тока, без электронных чудес в виде режима восстановления сульфатированных пластин, тренировочных циклов и прочих вызовов духов. Также вам понадобится мультиметр. Без мультиметра в хозяйстве никуда, поэтому предполагаю, что этот дико полезный прибор у вас есть. Как вспомогательное оборудование вам может понадобиться лампочка ближнего/дальнего (также может подойти любая лампочка(и), хоть домашнего назначения 12В, суммарной мощностью 20-50 Вт) и провода (для подключения лампочки). Ареометр может использоваться опционально, поскольку это уже усложняет процесс - возня с электролитом не сильно удобна, некоторые аккумуляторы трудно открыть (чтобы добраться до кишочков банок). Если-таки аккумулятор открывается, можно подлить дистиллированной воды.

Собственно, процесс.
Уровень зарядки аккумулятора можно косвенно проконтролировать вольтметром. 12,5 В - это нижний предел зимой (он приблизительно соответствует зарядке аккумулятора 80%), ниже 12 В - аккумулятор разряжен почти полностью.
Включаете зарядное устройство и выставляете зарядный ток 0,25-0,5А.
Дальше можно идти заниматься своими делами. Минут через 15 нужно подойти проконтролировать величину зарядного тока и вернуть его к указанному, если ток изменился.
Дальше нужно периодически проверять зарядный ток, но значительно реже, через несколько часов. Также нужно контролировать напряжение на аккумуляторе и не превышать 15В. Если напряжение выше, нужно снизить ток зарядки. Также нужно контролировать газовыделение. Если слышите обильное газовыделение, также снизьте зарядный ток. Ну и температуру нагрева нужно проверять. Если наблюдаются вышеуказанные явления, зарядку можно приостановить на пару часов. Как правило, при таком малом токе зарядки, обильное газовыделение наступает довольно нескоро, часов через 12-14 непрерывной зарядки.
После появления всех признаков полной зарядки аккумулятора (обильное газовыделение, напряжение 15В) отключите зарядное устройство и оставьте аккумулятор остывать. Контрольное время, приблизительно часов 6-8. Во время простоя, нужно периодически контролировать напряжение. (Если падает быстро, к примеру, через пол часа-час ниже 12,6 - 12,7В, можно сразу переходить ниже, к разрядке лампочкой). После периода покоя проверьте напряжение - должно быть минимум 12,7 - 12,8 В. Это означает, что аккумулятор удалось восстановить до хорошего состояния. Все, что выше - отлично.
Теперь о нехорошем. Часто, постояв, аккумулятор показывает не такие радужные результаты, а, например, 12,3 - 12,4В - это хреново. И означает, что аккумулятор устал и без дополнительных манипуляций не оживет. Можно попытаться восстановить его работоспособность. Для этого понадобится лампочка. Перед режимом разрядки, снова подзарядите аккумулятор малым током. После этого подключайте лампочку и разряжайте аккумулятор, контролируя напряжение. Нижний предел - 12В. 11,9В предельный предел, лучше ниже не опускаться.
Далее заряжайте аккумулятор опять малым током. В этот цикл лучше 0,25А. После цикла зарядки опять проверьте аккумулятор после простоя 6-8 часов. Также периодически проверяйте напряжение во время простоя. Если ситуация с быстрой разрядкой повторится, можно попробовать второй цикл разрядки/зарядки.
Дальнейшие попытки на ваше усмотрение. Навскидку, больше двух попыток уже нецелесообразно. Т.к. на это потребуется сильно больше времени. Также, в порядке усложнения, можно попробовать сделать больше циклов, сменить электролит. Но, на мой взгляд, это сильно усложняет восстановление, поскольку основная идея способа - простые операции (периодический контроль тока и напряжения) и относительно небольшое время (к примеру, выходные).
YaJAROFF
Все выше описанное было актуально в 1980-х - 2000-х годах, когда дефицит был батарей. Приходилось тратить массу времени, чтобы собрать из 3-х - 4-х, экземпляров более-менее работоспособную.
Аналогично с резиной, наварка, б\у из-за бугра...
ИМХО, овчинка выделки не стоит...
wspace
Следуя Вашей логике, при любом мало-мальски серьезном отказе машины, проще купить другую б/у в исправном состоянии.
Кстати, данная мысль 100% справедлива при необходимости капремонта двигла - экономически нецелесообразно.
ИванычЪ
Не.. Померла так померла.. Эт из анедода про умершую тёщу , которую зятю предложили реанимировать за умеренную цену. Стоит и у меня в гаражике АКБатор. Чесно отпахал пятёрку. Ну и чего его мучать? Отвезу в утиль датут сотни три. Штукарь добавим и купим новый.
Smeliys
Ну чтобы убедится, что акб дохлая, надо всё таки попытаться реанимировать её. Если не получилось, тогда новый, а если помогло, то можно ещё до зимы поездить. Не каждый хочет выкинуть деньги на акб при первой возможности.
Sekutor
По мне так актуальная тема. У меня вон батарейка померла старая и стоит дома, новую тогда сразу взял, а эту реанимирую и про запас. Бывает же что утром завестись надо а акб в ноль, вот тут то старенькая и придет на помощь. И прикуриваться не надо.
doc-bart
Позвольте и мне поделиться некоторым опытом. Два раза в год, весной и осенью, с машины снимается аккумулятор, приносится домой, подключается к зарядному устройству. Далее подробно.
1. Заряжается номинальным током заряда - 1/10 емкости. 55Ач - 5 А до появления кипения электролита в банках.
2. Измеряется плотность электролита. Как правило, она меньше той, что была при покупке аккумулятора (1,27 г/см. куб.). Иногда намного.
3. Устанавливается ток заряда 50-100 миллиампер.
4. Аккумулятор в таком режиме оставляется на 3-7 дней. Не удивляйтесь - именно так. Поскольку даже при ежедневной эксплуатации аккумулятор хронически недозаряжается, то для восстановления требуется некоторое время. Периодически проверяем плотность. Растет, правда, медленно, 1-1,5 г/см. куб. в сутки. В конце концов плотность должна приблизиться к исходной. Все зависит от возраста и степени убитости аккумулятора. Лично у меня первый аккум.(TUMEN BATTERY 55Ah) прожил таким образом 6 лет.
Всем успехов !
Роман Петрович
Цитата
(TUMEN BATTERY 55Ah) прожил таким образом 6 лет.

Inci Aku за 6 лет одна зарядка , ито потому что зарядное купил и решил проверить.

varvar-s
http://vaz-2106.ru/forum/index.php?showtopic=3022 ...... Аккумулятор., все вопросы по АКБ
http://vaz-2106.ru/forum/index.php?showtopic=8247 .... Как правильно заряжать АКБ,
почему бы не разместить монускрипт в имеющихся темах.....? big_boss.gif
Smeliys
И переименовать - как правильно заряжать/восстанавливать акб
wspace
Сейчас реанимирую очередной акк, дохловатый, конечно, он.. Долго эксплуатировался разряженным, потом на морозе постоял выходные сильно разряженный, потом после зарядки (неудачной) долго стоял в тепле при напряжении около 12В. Больше месяца стоял, почти полтора.
Так вот. Сейчас третий цикл, после двух циклов напряжение покоя было 12,5В. Сейчас разряжается. Вот заряжу потихоньку, надеюсь, дойдет до 12,7В. И буду считать его работоспособным на 80%. Что неплохо для почти сдохшего аккума.
До этого, пару месяцев назад, восстановил аккумулятор за два цикла, догнав его до 12,8В. Сейчас стоит в неотапливаемом гараже, проверялся через месяц после восстановления - 12,7В. Скоро надо будет проконтролировать заряд и подзарядить при необходимости.
ИванычЪ
Цитата(wspace @ 23.2.2013, 1:12) *
Сейчас реанимирую очередной акк, дохловатый, конечно, он..

А вот скажите мне пожалуйста уважаемый wspace , если ваабще нету потенциала?.. После очередного подзаряда вольтметр кроме нулей не кажет ничего. Это дохловатый или как?? Вы таких реанимировали? и он пластиковый необслуживаемый. При совке папаня тоже этим страдал помаленьку - реанимированием.. Ну там то хоть банки можно было переставлять. Ну мой то отмотал пятерик чесно и помер , а вот с папаниной семёрки за год два АКБатора в утиль ушли. первый с каким покупалась , а второй замена по гарантии. Оба менее года с впуска и оба с нулевым потенциалом. Таких лечат?? grin.gif
wspace
Не встречал ни разу, чтобы вообще ноль был. Наверное, это обрыв цепи. Если не обрыв, а оч сильный разряд, можно попробовать позаряжать. Если аккумулятор недолго простоял таким, думаю, навскидку, восстановится на 70-80%
Пластиковые необслуживаемые обычно на деле оказываются вполне обслуживаемыми, наклейки отрываются, крышки отламываются, у некоторых крышки просто тяжело снимаются.

С этими восстановлениями вообще ведь какое дело.. Можно пытаться восстанавливать пока это нравится (плюс еще жалко утилизировать вещь, которая еще послужит может быть). Так что камрады высказавшиеся насчет нестоимотельной выделки овчинки абсолютно правы. Учитывая время/деньги и плюсуя электричество и собственные усилия, получаем приблизительно одинаковую цену.

Кстати, после третьего цикла напряжение 12,5 В, что в принципе, является провалом. Решил попробовать еще один цикл, но не полностью, с этапом разряда, а просто аккум постоял три дня - и на зарядку опять малым током. Если не дойдет до 12,7 В, отвезу, наверное, утилизировать.
storm1
У меня вот такая проблемка!! Акб начал быстровато разряжаться при нагрузке, и как то раз утром умер при холоде!! Сколько он отходил незнаю(достался с машиной) и мультиметра нет померять!! Вот хочу купить электролит и попробовать заменить!! Как при этом поступить?! Полностью зарядить до начала кипения, слить старый электролит и залить новый?!! Или не полностью заряжать?! Будет ли эфект от замены электролита?! Подскажите?!
YaJAROFF
Цитата(storm1 @ 28.2.2013, 21:10) *
Будет ли эфект от замены электролита?! Подскажите?!

Нет.
Сержик
Мой друг начитался как то раз информации, слил старый электролит, промыл АКБ водой, заправил новый, поставил на зарядку, потом выкинул.
storm1
И чё его теперь ток в утиль??!! Жалко, он ещё вроде работает более менее!! При морозе только пару раз садился, и когда маслал стартером обильно!! Ну я правда грешу ещё на "гену" он накрылся на днях!! И временами походу зарядка пропадала до этого!!
Сержик
Померий плотность в банках АКБ. Есть вариант, что умирает или умерла одна из 6-ти банок.
Smeliys
Разберись с генератором, а тем временем погоняй аккум зарядным, на сутки оставь
>BOSYAK<
Цитата(Роман Петрович @ 21.2.2013, 20:35) *
Inci Aku за 6 лет одна зарядка , ито потому что зарядное купил и решил проверить.

Тоже самое, только Тюменский теперь и покупаю уже третий стоит и всем советую.
storm1
Спасибо!! Попытаюсь как-нибудь помудрить!!
Ролакс
Цитата(storm1 @ 1.3.2013, 12:16) *
Спасибо!! Попытаюсь как-нибудь помудрить!!

щас тепло пойдет,сезон может и отпашет,но до осени надо подкопить.
Forse желтый бери-никаких проблем.
storm1
Цитата(Ролакс @ 1.3.2013, 15:25) *
щас тепло пойдет,сезон может и отпашет,но до осени надо подкопить.
Forse желтый бери-никаких проблем.

Спасибо! К осени глянем что за Forse!!:-)
ИванычЪ
Цитата(storm1 @ 1.3.2013, 20:00) *
Спасибо! за Forse!!:-)

Да нема за щё. А мне с моим дохликом и не удалось помудрить. У меня 3х уровневый светодиодный вольтметр ещё совковый. Меньше -левый красный. Норма - зелёный. Больше - правый красный. Для шохера предостаточно. Так дохлик нсколько минут после запуска на себя весь заряд брал не давая гореть зелёному глазу. А сейчас при нормальном АКБаторе после запуска сразу зелёненький - знач всё нормалёк.
wernum
тоже тут с аккумом забавляюсь...машину поставил осенью на прикол, аккум забыл отключить, недавно было время решил завести.
естесственно аккум неале, в аккуме нехватало уровня кислоты на целый литр(почему?), долил кислоты, поставил на умную зарядку на сутки,
в результате 6 вольт - оставил аккум в гараже, пришол на следующий день - вольтаж 13...че за фигня?, погонял немного стартер с аккума - сел после пары прокручиваний до 11в, терь вот опять на зарядке...но походу восстанавливаеться...
еще блин после зимний стоянки немогу ниодин замок открыть дверной...пришлось через багажник залазить. благо хетчбек а не седан)))
KRANLOD
Цитата(wernum @ 7.3.2013, 11:09) *
тоже тут с аккумом забавляюсь...машину поставил осенью на прикол, аккум забыл отключить, недавно было время решил завести.
естесственно аккум неале, в аккуме нехватало уровня кислоты на целый литр(почему?), долил кислоты, поставил на умную зарядку на сутки,
в результате 6 вольт - оставил аккум в гараже, пришол на следующий день - вольтаж 13...че за фигня?, погонял немного стартер с аккума - сел после пары прокручиваний до 11в, терь вот опять на зарядке...но походу восстанавливаеться...
еще блин после зимний стоянки немогу ниодин замок открыть дверной...пришлось через багажник залазить. благо хетчбек а не седан)))

Где ты слышал чтоб кислоту доливали? Дистилированую воду доливают! А вообще то там электролит,а не кислота!
s_scout
Цитата(wernum @ 7.3.2013, 8:39) *
тоже тут с аккумом забавляюсь...

Вобщем так:
- кислоту не доливают почти никогда,
- воду в разряженую батарею тоже не желательно,
- долго стоявший разряженый свинцовый АКБ сульфатируется и смерть ему,
- вода зимой никуда дется не может из АКБ, значит она ушла от туда еще летом, значит АКБ кипел (смерть ему)
- разряженый АКБ на морозе замерзает и лед рвет пластины и намазку (угадайте, что ему?)

Вообще читая эту тему ооооочень хочется отправить экспериментаторов то к мануалам по СК АКБ, то к широко известному в узких кругах Алексу Сороке...
wernum
я чет мож непонимаю...а электролит это что? или научились уже не из серной кислоты его делать?

... и че посоветуете наливать если каждая банка заполнена тока наполовину? воду чтобы плотность вообще никакая была?
осенью с аккумом было все впорядке...корпус весь целый...то что после долгого простоя в разряженном состоянии аккум умирает я знаю...аккум не кипел ниразу, с генератором все нормально... ща при полном заряде плотность 1.26
заработает-хорошо, незаработает- выкину и куплю новый...в чем проблема? тема то про что хоть прочитали? или есть другие предложения по восстановлению отказавших аккумуляторов?
s_scout
Цитата(wernum @ 7.3.2013, 22:28) *
я чет мож непонимаю...а электролит это что? или научились уже не из серной кислоты его делать?

... и че посоветуете наливать если каждая банка заполнена тока наполовину? воду чтобы плотность вообще никакая была?
осенью с аккумом было все впорядке...корпус весь целый...то что после долгого простоя в разряженном состоянии аккум умирает я знаю...аккум не кипел ниразу, с генератором все нормально... ща при полном заряде плотность 1.26
заработает-хорошо, незаработает- выкину и куплю новый...в чем проблема? тема то про что хоть прочитали? или есть другие предложения по восстановлению отказавших аккумуляторов?

Опять-же, при полном разряде АКБ там и будет "почти" одна вода, а именно плотность ~1,1 или даже ниже. Дело в том, что в процессе заряда кислота вытесняется из пластин вообще-то. Если уровень ушел - значит вода ушла. А как и куда она ушла, если кислота не испаряется практически? Если почки набухли и отпали, то лечить уже нечего. Чудес в электрохимии не бывает. Восстанавливать-то тоже не все можно. Десульфатировать вам надо батарейку. Но электролит корректируют только в самых крайних случаях. Вы почитайте что Сорока пишет по восстановлению АКБ (Гугл в помощь)... Человек на них не одну собаку съел. Просто пока не был долит электролит, шансы на продолжение жизни у батарейки были много выше, а теперь в реакцию вступит несущая свинцовая решетка пластины вместо намазки. Необслуживаемые АКБ, увы, почти не поддаются серьезному восстановлению.
wernum
получилось что у меня вода и испарилась...лан...уже почитал все про аккумы...попробую провести процесс десульфатации...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
IPB NULL RU